Концертная программа «Экология и душа»

Бережное отношение к окружающей среде — необходимая составляющая духовно-культурного развития личности

О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир - Твой вечный храм…
Дмитрий МережковскийРусский писатель, поэт, философ

Тема мероприятия: проект с помощью художественный образов (литературных и музыкальных) раскрывает гармоничное взаимопроникновение и сосуществование человека и родной природы. Природа и окружающая среда рассматривается как часть Родины, — родная земля, требующая защиты и бережного обращения. Созидательное взаимодействие с родной природой и земельными ресурсами рассматривается как показатель общей культуры личности.

Основная идея: концерт, построенный в виде литературно-музыкальной композиции направлен на привлечение внимания общественности к проблемам охраны природы и взаимодействия с окружающей средой; предусмотрено также обращение к народным традициям бережного общения с природой, с землей-кормилицей; родная природа рассматривается также как источник эстетического развития человека.

Участники проекта: лауреат международных конкурсов Анна Абикулова и инструментальный ансамбль (фортепиано, скрипка, ударные, баян, гитара, при творческой необходимости — жалейка, балалайка), ансамбль казачьей песни «Сакма» (руководитель – Анатолий Пономарев)

Сценарий сформирован и будет редактироваться в зависимости от условий конкретной площадки, определенной для реализации проекта.

Проект может быть адаптирован для зрителей любого возраста и социальной категории.

Музыкальные произведения, включенные в сценарий: народные песни о красоте родной природы; известные песни патриотической и экологической тематики («Мать-земля моя», А. Тесарова, В. Гамалия; «Даль великая», Р. Рождественский, Е. Птичкин; «Россия как Аленушка», П. Аедоницкий, И. Шаферан; «Красный конь» М. Фрадкин, М. Пляцковский и т.д.), песни духовной тематики в современной аранжировке; традиционные казачьи песни патриотической и лирической тематики, соответствующие основной идее проекта. Все музыкальные произведения исполняются в версии, адаптированной для современного слушателя.

Примеры литературных фрагментов:

О, Боже мой, благодарю
За то, что дал моим очам
Ты видеть мир — Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю…
Везде я чувствую, везде
Тебя, Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души…
И Ты открылся мне: Ты — мир.
Ты — всё. Ты — небо и вода,
Ты — голос бури, Ты — эфир,
Ты — мысль поэта, Ты — звезда…
                               Дмитрий Мережковский

Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной,
Выбелем железо
О сырую землю.
Красавица зорька
В небе загорелась,
Из большого леса
Солнышко выходит…
Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зернышку сготовим
Колыбель святую.
Его вспоит, вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка —
Ну! тащися, сивка!
Выйдет в поле травка —
Вырастет и колос,
Станет петь, рядиться
В золотые ткани…
С тихою молитвой
Я вспашу, посею.
Уроди мне, Боже,
Хлеб — мое богатство!         А. Кольцов

…Воскрес Бог и наполнил Собой вселенную. Широкая степь встала навстречу Ему всеми своими снегами и буранами. За степью потянулся могучий лес и тоже почуял приближение Воскресшего. Подняли матерые ели к небу мохнатые лапы; заскрипели вершинами столетние сосны; загудели овраги и реки; выбежали из нор и берлог звери, вылетели птицы из гнезд; все почуяли, что из глубины грядет нечто светлое, сильное, источающее свет и тепло, и все вопияли: «Господи! Ты ли?»    М. Салтыков-Щедрин

 

…Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.        Александр Сергеевич Пушкин

 

Общая проблематика:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ (По Андрееву М.Д.)

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из актуальных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением. Зависимость человека от окружающей его природы, точнее — от географической среды, не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась различными учеными различно (3). К тому же природная среда рассматривается как результат предшествующего процесса взаимодействия человеческого общества и природной среды его обитания. И общество понимается как субъект, оказывающий посредством своего материального производства глобальное воздействие на географическую среду. Темпы, рост и масштабы воздействия на окружающую среду обществом переросли в настоящее время в экологическую проблему.

Природная среда, изменяясь под воздействием предметно-практической деятельности общества, в тоже время сама осуществляет все более значительное влияние на него. Общество и географическая среда становятся взаимно реагирующими на те или иные изменения части единой системы и, как следствие, являются взаимозависимыми и взаимообусловленными.

В настоящее время происходят значительные изменения в окружающей нас среде, обусловленные разноплановыми преобразованиями в жизни всего человеческого общества. Мир вступил в эпоху глобализации, информатизации и всеобщей коммуникации. В этих условиях роль экологической культуры в сознании населяющих планету людей, несомненно, будет возрастать. При этом следует сказать, что экологические изменения в природе не являются чем-то противоестественными, это закономерный процесс, только в последнее время под действием антропогенного влияния они заметно ускорились. В результате расточительных методов сжигания нефти, каменного угля и других каустобиолитов, хищнического сведения лесов, безответственного внесения токсичных веществ в почвы и водоисточники, а также неконтролируемого выброса в атмосферу вредных автомобильных и промышленных газов, сегодня нарушено хрупкое равновесие в природной системе. Серьезный ущерб нанесен всем геосферным оболочкам Земли. Человечество подорвало систему собственного жизнеобеспечения, и последствия этого могут оказаться необратимыми.

Чтобы понять сущность происходящих процессов, необходимо уяснить характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты, а помощь этому пониманию должна оказать экологическая культура. В основе формирования экологической культуры, прежде всего, необходимо отстаивать экоцентрический подход, при котором в центре экологических проблем ставятся выносливость живой природы и зависимость от нее человеческого общества. В отличие от антропоцентризма, экоцентризм исходит из представления объективного существования единой системы, в которой все живые организмы Земли, включая людей с их ресурсами, хозяйством, техникой и культурой, взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой. Этот принцип целостности очень важен для понимания проблем современной экологии; он все больше влияет на теоретическое осмысление взаимоотношений человека и природы, заставляет искать соизмерения естественных и искусственно созданных потенциалов планеты.

Scroll to top
Яндекс.Метрика